Традиционным автопроизводителям потребовалось всего десять лет, чтобы серьезно относиться к электромобилям и предлагать нечто большее, чем просто тестовые модели.
Теперь самое сложное: заставить потребителей покупать их.
На автосалоне во Франкфурте-на-Майне в 2019 году генеральный директор Volkswagen Group Герберт Дисс (Gelbert Diess) заявил, что правительства должны отказаться от энергии, работающей на угле, когда он представил электрический автомобиль для массового производства ID3. На стенде Mercedes-Benz, где бренд Daimler AG демонстрировал прототип электрического брата S-класса, настоящие буковые деревья обрамляли массивные экраны, на которых отображались косяки цифровых рыб.
Сообщение для экологически сознательных потребителей: мы с вами. Но один лишь маркетинговый блиц не смоет глубоких неопределенностей, с которыми сталкиваются электромобили - препятствия почти не изменились с тех пор, как первоначальные набеги автопроизводителей на такие модели, как Nissan Leaf и BMW i3. Клиенты не любят платить за новые технологии, в которых они не уверены, и они обеспокоены тем, что не смогут надежно добраться туда, куда они хотят.
«Следующая важная вещь не будет касаться автомобилей, потому что они придут», - заявил в среду Карлос Таварес, президент Европейской ассоциации автопроизводителей и генеральный директор Groupe PSA. «Следующая важная вещь - доступная мобильность. Следующая важная вещь о том, как мы делаем эту работу для наибольшего числа людей ».
До настоящего времени электромобили распространялись только в странах со значительными подсластителями. Как только они уходят, продажи аккумуляторных моделей кратеров. Спрос в Китае, крупнейшем в мире рынке электромобилей, в августе упал на 16 процентов - это второй спад подряд - после того, как правительство сократило субсидии. Автопроизводители могут снижать цены, но затем снижать доходность, которой в большинстве случаев не было.
Потребители так же чувствительны в других местах. Спрос в Дании рухнул, когда правительство прекратило налоговые льготы в 2016 году.
«Мы много лет говорили о электромобилях, но в этом году появились настоящие серийные автомобили», - пишет в записке аналитик из Sanford C. Bernstein Макс Уорбертон. «Должны ли мы праздновать эти автомобили, учитывая плохую маржу, которая будет у большинства?»
По всей Европе продажи новых гибридов и полностью электрических автомобилей в прошлом году составили 2 процента от общего числа регистраций. Это крошечный рынок, на котором стоит бороться для таких, как VW ID3, с ценой ниже 30 000 евро ($ 33 127), моделью 3 Tesla Inc. и блестящей линейкой плагинов Mercedes. Тем не менее, у автопроизводителей нет иного выбора, кроме как увеличить свое предложение, чтобы идти в ногу с регулированием или получить штрафы.
Потребительский спрос "не может быть обязательным", сказал генеральный директор Daimler Ола Калленюс на выставке. К 2022 году Mercedes-Benz планирует добавить не менее 10 автомобилей с аккумуляторным питанием стоимостью более 10 миллиардов евро (11 миллиардов долларов США), начиная с внедорожника EQC прошлого года, поэтому линейка автопроизводителей может соответствовать более строгим ограничениям выбросов.
Многие факторы движутся в правильном направлении. Цена ID3 и базовый диапазон в 330 километров (205 миль) отличают автомобиль от предыдущих усилий, которые требовали тщательного предварительного планирования для дальних поездок. На верхнем торце теперь стоит Porsche Taycan Turbo S за 185 000 долларов, а также автомобиль среднего класса, который быстро заполняется легковыми автомобилями, такими как Jaguar I-Pace и Audi e-tron.
Также улучшается инфраструктура зарядки. Ionity, консорциум Daimler, VW, Ford Motor Co., BMW, а теперь и Hyundai Motor Co., находится на пути к завершению строительства сети из 400 европейских станций быстрой зарядки к следующему году, чтобы облегчить поездки на большие расстояния.
Скудные годы
Для автопроизводителей это будет означать несколько скудных лет - по крайней мере, до 2025 года, когда ожидается снижение цен на аккумуляторы, - в течение которых прибыльные обычные внедорожники должны субсидировать плохую прибыль от своих электрических двоюродных братьев. VW понадобится «терпение», пока ID3 не принесет значительную прибыль «радости», сказал председатель правления Ханс Дитер Поетч.
Чтобы преодолеть этот пробел, отрасль активно лоббирует правительства, чтобы усилить стимулы для достижения часто упоминаемого переломного момента, когда вождение без двигателя внутреннего сгорания становится нормой. В Германии, где проживают VW, Mercedes и BMW, а также ведущие мировые поставщики, такие как Continental AG, правительство на следующей неделе собирается обсудить широкие климатические меры. Автопроизводители надеются на большее количество субсидий, чем они получили до сих пор.
ACEA в среду призвала национальные правительства увеличить тарифы в Европе до 2,8 млн к 2030 году, что в 20 раз больше, чем в 2018 году.
«Нам нужна сильная поддержка, потому что, если мы этого не сделаем», простого предложения электромобилей будет недостаточно, чтобы продажи начали расти, сказал Таварес из PSA.