Uber Technologies Inc. заработала миллиарды долларов от труда своих водителей, не считая их работниками. Калифорния готова разрушить эту бизнес-модель, и беглый бегемот готовится к юридической борьбе.
Законодатели в штате хотят реклассифицировать работников, которых рассматривают как независимых подрядчиков, что может значительно увеличить расходы для Uber и других компаний, построенных вокруг экономики концерта. В соответствии с законопроектом 5 Ассамблеи, который очистил обе палаты Законодательного собрания Калифорнии, многие работники будут иметь право на минимальную заработную плату, возмещение пробега и компенсацию работникам.
Сторонники говорят, что законопроект, который пользуется поддержкой губернатора Гэвина Ньюсома, принесет революционный сдвиг, чтобы наконец дать работникам должное. Uber и его союзники говорят, что, если законопроект станет законом, он не сможет существенно изменить бизнес-модель, потому что все еще остаются вопросы о том, какие работники имеют право.
«AB 5 не вдруг - волшебная палочка - меняет статус каждого на сотрудника», - сказал Тони Уэст, генеральный советник Uber. Вместо этого будут использоваться новые критерии для определения того, являются ли работники сотрудниками или подрядчиками, сказал он. «Теперь, покажем, победим мы в этом тесте в Калифорнии или нет», - сказал Уэст.
Скептики говорят, что Uber может быть слишком оптимистичным. Несмотря на то, что он использует арбитраж, судебные разбирательства и расчеты, чтобы помешать попыткам водителей до сих пор классифицироваться как сотрудники, AB 5 может представлять значительный риск для компании, особенно если подобные меры будут приняты в других частях США, юристами, учеными и финансовые аналитики говорят.
Uber «просвистывает мимо кладбища», если недооценивает, сколько AB 5 будет отдавать предпочтение водителям, сказал Джейсон Лор, адвокат по трудоустройству в родном городе Uber Сан-Франциско. По его словам, большая часть юридического сообщества штата ожидает, что водители будут считаться наемными работниками, что потребует от Uber предоставления страховки на случай компенсации работникам.
«Если Uber воздержится, это станет бонусом для адвокатов по травмам, потому что компания будет считаться небрежной, когда водитель получил травму - и на крючке для оплаты услуг адвоката за непредоставление страхового покрытия», - сказал Лор.
Повышение затрат
Повышенные затраты на рабочую силу, вероятно, будут означать более высокие тарифы для гонщиков, что может подорвать стратегии роста Uber и его главного конкурента Lyft Inc., считает Том Уайт, аналитик DA Davidson в Нью-Йорке.
«Некоторые из данных, которые мы видели, показывают, что для того, чтобы совместное использование автомобилей стало подходящей заменой для владения автомобилями, цены должны снижаться, а не повышаться», - сказал Уайт. «Эта часть истории несколько размывается, если Uber вынужден существенно повысить цены».
Акции Uber упали примерно на 25 процентов по сравнению с первоначальным публичным предложением в мае, которое оценило компанию в 78 миллиардов долларов. Акции уже отражают озабоченность по поводу калифорнийского закона, который может столкнуться с препятствиями, в том числе с помощью избирательных бюллетеней, финансируемых Uber и другими компаниями, сказал Уайт.
«Рынок обычно ожидает появления заголовка о подписании AB 5», - сказал Уайт. «Но я думаю, что все еще есть некоторый вопрос относительно того, означает ли это, что оно обязательно будет применено до того, как обе стороны что-то выяснят».
Канцелярия губернатора помогла облегчить дискуссии между профсоюзами и компаниями о предоставлении водителям определенных льгот, но не статуса сотрудника. Переговоры, которые ведутся с прошлого года, не привели к компромиссу. Без прорыва, поддержка Newsom законопроекта указывает на то, что он будет подписан.
Когда AB 5 получил поддержку в Сакраменто, Uber пожаловался на то, что другие отрасли успешно лоббировали освобождение своих работников от закона, от парикмахеров и турагентов до собачьих грумеров и инженеров.
Компании с гигантской экономикой также опротестовали положение, дающее генеральному прокурору Калифорнии или городским прокурорам возможность преследовать компании в судебном порядке и блокировать их деятельность, если они ошибочно классифицируют сотрудников как независимых подрядчиков.
Закон
«Оружейного оружия» Положение «эффективно вооружает» AB 5 и может привести к тому, что технологические компании будут «произвольно преследоваться по судебным процессам и судебным запретам», - сказали Убер, Лайфт и шесть других компаний в письме Newsom и законодателям.
Если AB 5 получит окончательное одобрение, как ожидают законодатели, Uber готов вернуться в знакомое место - зал суда - чтобы подчеркнуть, что его водители - «независимые лица», сказал Уэст. По его словам, часть этого юридического аргумента заключается в том, что Uber считает себя технологической платформой, а не транспортной компанией.
Согласно новому закону, чтобы его водители считались независимыми подрядчиками, они должны выполнять работу «вне обычного курса» бизнеса компании. По словам Уэста, крупнейшим бизнесом Uber является прокат автомобилей, но он также создал платформы для доставки блюд из ресторанов и грузовых перевозок, и компания работает над новыми услугами.
Убер «соединяет людей с возможностью трудоустройства», сказал Уэст. «Когда суды понимают это, они понимают, что водители не участвуют в обычной основной деятельности Uber - потому что Uber - технологическая компания, которая управляет рынком».