TOKYO - Крупнейшие в мире автопроизводители пытались сотрудничать с Suzuki Motor Corp. Сначала появился General Motors, затем Volkswagen. Теперь очередь Тойоты.
На прошлой неделе Toyota Motor Corp. углубила свои связи с японским специалистом по малолитражным автомобилям, объявив, что потратит 96 млрд. Иен (906,8 млн. Долл. США) на приобретение 4,9% акций компании, стремясь добиться успеха в случае провала своих американских и немецких конкурентов.
Почему эти глобальные голиаты так заинтересованы в Suzuki размером с пинту?
Одним словом: Индия.
Этот субконтинент является мировым рынком № 4 и находится на пути к вытеснению Японии как № 3 после Китая и США.
Suzuki - через свою дочернюю компанию Maruti Suzuki India - заблокировала около 46 процентов продаж легковых автомобилей в стране. Даже Тойота борется в сравнении.
Объявление о капитальном альянсе между автопроизводителями помогает укрепить связь, которую президент Toyota Акио Тойода и председатель Suzuki Осаму Сузуки заключили в октябре 2016 года.
В рамках последнего соглашения Suzuki также купит токен-пакет акций Toyota.
Но даже до объединения капитала партнерство помогло Toyota в Индии. В этом году Suzuki согласилась поставить Toyota на продажу в Индии два компактных автомобиля и передать производство компактного внедорожника Suzuki на завод Toyota в Индии. Они также договорились, что Toyota будет продвигать гибриды в Индии, закупая компоненты на местах.
Странная пара
За пределами Индии Toyota и Suzuki могут показаться странной парой.
На мировой арене Suzuki остается немного игроком. Он покинул США в 2012 году и покинул Китай в прошлом году, фактически уступив поражение на двух крупнейших мировых полях сражений.
Но даже за пределами Индии Toyota получит другие преимущества от сотрудничества с Suzuki.
Во-первых, это первый взгляд на то, как Suzuki проектирует и производит недорогие автомобили для развивающихся рынков. Ожидается, что эти регионы будут стимулировать рост мировых продаж в ближайшие десятилетия, и Suzuki в значительной степени взломала код для продажи в них качественных экокаров.
Suzuki также приносит дополнительные масштабы.
Тойота имеет большой объем сам по себе. Но он достигает непревзойденного масштаба путем объединения широкого альянса автопроизводителей, который включает в себя капитальные доли в Subaru, Mazda, Daihatsu и теперь Suzuki.
Эта дочерняя компания Toyota имеет общий объем производства более 16,5 миллионов автомобилей в год.
Действительно, объявляя о своей последней сделке, Toyota и Suzuki выразили настоятельную необходимость сотрудничества в области электрификации и автономного вождения.
«Автомобильный сектор в настоящее время переживает поворотный момент, беспрецедентный как по масштабам, так и по масштабам, не только благодаря усиленным экологическим нормам, но также благодаря появлению новых статей из отдельных отраслей и диверсифицированных мобильных компаний», - говорится в совместном заявлении компаний. «Чтобы вместе решать проблемы в эту переходную эпоху, две компании планируют установить и продвигать долгосрочное партнерство».
Пришел и ушел
Как долго это еще предстоит увидеть.
В течение многих лет Suzuki работал со своим совладельцем GM, который в итоге увеличил свою долю в Suzuki до 20 процентов. GM продал свои последние оставшиеся акции в 2008 году, так как он бросился собирать деньги накануне банкротства.
Год спустя, Suzuki объединился с Volkswagen в партнерстве, которое вскоре взорвалось из-за противоречивых корпоративных культур и борьбы за контроль. Suzuki в 2015 году выиграла решение арбитров, которое вынудило VW продать 19,9% акций японской компании.
Тойота может повезет больше. У него есть послужной список, состоящий из невмешательства, свободного сотрудничества с другими автопроизводителями, в частности, с Mazda, Subaru и Daihatsu. И поскольку две японские компании со штаб-квартирой за пределами Токийского региона, Toyota и Suzuki разделяют мнение, что делает их менее склонными к культурным конфликтам.