БРАТИСЛАВА - Когда Дэвид получил работу на конвейере на заводе Volkswagen здесь, в Словакии, его коллеги поздравили его с получением хорошо оплачиваемой должности, на которой он мог бы уйти на пенсию.
Два года спустя он входит в число 3000 рабочих, увольняемых на заводе, производящем модели от внедорожников Volkswagen Touareg и Porsche Cayenne до миникара VW Up в серии сокращений рабочих мест, которые вызвали ударные волны через Словакию, самый большой автомобиль в мире. производитель на душу населения.
«Все мои коллеги говорили, что не о чем беспокоиться: если я привыкну к рабочей нагрузке и темпам работы, зарплата будет постепенно увеличиваться, и у меня будет стабильная работа до пенсии», - сказал Дэвид, отказавшийся назвать свою фамилию. , «И вдруг мне позвонили из отдела кадров и узнали, что меня отпускают».
Потеря рабочих мест на заводе, крупнейшем работодателе в частном секторе Словакии, подчеркивает проблемы, с которыми сталкивается страна, чтобы поддерживать двигатель в отрасли, на которую приходится около 12 процентов годового экономического производства и более чем одна из десяти рабочих мест.
Конкуренция с более дешевыми рынками юго-востока Европы, переход на электромобили и напряженность в мировой торговле - это один из встречных препятствий, сдерживающих малую центрально-европейскую страну, так как автопроизводители думают, где запустить будущие производственные линии.
Volkswagen сам рассматривает вопрос о строительстве нового завода в Восточной Европе, а торговые издания ссылаются на Болгарию, Сербию и Турцию в качестве наиболее вероятных мест.
В то время как Дэвид нашел работу у другого автопроизводителя, увольнения на заводе в Братиславе, на котором также производятся модели Audi Q7 и Q8, заставили правительство насторожиться.
«Чтобы использовать автомобильную метафору, мы видим сигнальную лампу, нам пока не нужно брать машину для общего ремонта», - сказал Reuters министр экономики Питер Зига. «У нас есть 300 000 человек, работающих в автомобильном секторе (прямо и косвенно). Если с ними что-нибудь случится, это будет серьезно».
Неопределенность подтолкнула профсоюзы, которые ранее настаивали на большом увеличении заработной платы, сменить тактику. «В настоящее время мы не ориентируемся на заработную плату, приоритет - стабильность работы», - заявил Reuters глава профсоюза Volkswagen Зорослав Смолинский. «Нам нужно переждать худшие времена и ждать лучших времен».
Стремясь поддержать автомобильную промышленность, на долю которой приходится 44 процента промышленного производства и 40 процентов экспорта, правительство утвердило субсидии для увеличения продаж электромобилей и объявило налоговые льготы в размере до 200 процентов от суммы, вложенной в исследования и разработки.
Но в то же время меры по повышению минимальной заработной платы и повышению премий за ночные смены, введенные в прошлом году, делают Словакию менее конкурентоспособной, сказал Ян Прибула, генеральный секретарь Словацкой ассоциации автомобильной промышленности.
«Это время, когда компании решают, кто получит новые модели через семь лет», - сказал Прибула, чья группа представляет четырех словацких автопроизводителей - Volkswagen, PSA Group, Kia и Jaguar Land Rover - наряду с поставщиками, исследовательскими институтами и импортерами. «Важно послать сигнал о нашей ответственности, потому что теперь мы постепенно теряем конкурентное преимущество».
Вызовы Чехии и Венгрии
Словакия - не единственная страна Центральной Европы, которая сталкивается с такими проблемами. Члены Европейского Союза, являющиеся членами Чешской Республики, являющейся родиной бренда Volkswagen Skoda, и Венгрия, где и BMW, и Daimler имеют заводы, в значительной степени полагаются на инвестиции иностранных автопроизводителей.
Обострение мировой торговой войны вызывает у таких стран особую обеспокоенность, учитывая их высокую зависимость от внешней торговли, заявил ранее в этом месяце президент Европейского центрального банка Марио Драги.
Главный экономист Deloitte Дэвид Марек заявил, что 25-процентный тариф на импорт автомобилей из Европы в США сократит доходы чешского автопрома на 12 миллиардов крон (532 миллиона долларов) в год.
Польша, крупнейшая экономика региона, делает ставку на электромобили, ставя цель, чтобы к 2025 году был поставлен 1 миллион таких автомобилей и микроавтобусов, и выдвигает на первый план борьбу за инвестиции, поскольку автомобильная промышленность внедряет новые технологии.
В то же время замедление глобального роста привело к тому, что некоторые автопроизводители приостановили свои планы по расширению, например, в мае было объявлено Daimler об отсрочке увеличения мощностей на заводе по производству компактных автомобилей Kecskemet в Венгрии.
«Считалось само собой разумеющимся, что такие заводы, как Братислава, просто продолжат и будут производить модели следующего поколения», - сказала Кэрол Томас, авто аналитик из LMC Automotive. «Но мы не можем просто предполагать это больше. Заводам придется не только бороться за новые модели, они также столкнутся с большей конкуренцией за сохранение новых поколений моделей, которые они уже производят».
В этом году Volkswagen сократил производственные линии в Братиславе и вернул рабочих, занятых на заводе Audi в Венгрии в 2016 году.
«Это ключевой год, который определит будущее словацкого завода», - сказал генеральный директор VW Slovak Оливер Грюнберг, добавив, что решение ожидается к концу года. «Улучшение деловой среды в Словакии поможет повысить привлекательность завода в Братиславе», - сказал он.