Mustang дебютировал в апреле 1964 года, собрав 22 000 заказов в первый день на рынке. Хотя Chevrolet представила Super Nova на той же Всемирной выставке в Нью-Йорке, где Ford впервые выступила с этой идеей, GM решила отложить ее, вместо того чтобы запустить на конвейер. Застигнутый врасплох, крупнейший автопроизводитель в мире в спешке инициировал программу F-Car в августе 1964 года, которая в конечном итоге стала Chevy Camaro.
Стилисты не теряли ни минуты и сразу же принялись за работу над новым автомобилем, широко используя компьютеры. К февралю 65-го первые испытательные мулы вышли на дороги, чтобы собрать важные данные для операций массового производства. Одновременно команда из трех официальных лиц Chevrolet (стилист, инженер и скульптор по глине) сопровождала копию купе в масштабе 1:4 на аэродинамическую трубу недалеко от Далласа, штат Техас.
Делегация «коммандос» провела одиннадцать дней в аэродинамических испытаниях, и выводы были позже перенесены в подбородок и задние спойлеры Z/28. Спустя целый год после дебюта операции F-Car, в августе 1965 года, у автомобиля появилось лицо. Он был подписан для крупномасштабного производства, которое должно было начаться годом позже, в августе 1966 года. За несколько коротких недель до того, как автомобиль был воплощен в металле, руководители Chevrolet обнародовали его название: Camaro.
Bowtie устроил грандиозное шоу для продвижения нового пони-кара, включая 90-минутный полноцветный документальный фильм («The Camaro»), театральную постановку («Off Broadway»), сыгранную четырьмя различными дорожными компаниями в 25 городах США и Канады, и линию женской одежды (The Camaro Collection). Chevrolet не стоял на месте и представил автомобиль там, где он действительно имел наибольшее значение — на скоростных овалах Индианаполиса.
Кабриолет с двигателем 396 лидировал в гонке Indy 500 1967 года в мае, и вскоре Camaro начал собирать скальпы Mustang, Cougar и Javelin во время кавалькад Trans Am во главе с анонимным 302-кубовым V8. Сам двигатель был загадкой в свой первый год на рынке — Chevrolet не делал из него ничего особенного, намеренно держа его в тайне.
Однако компании требовалось произвести определенное количество автомобилей с указанным двигателем, чтобы получить разрешение на участие в чемпионате Trans Am. 602 были проданы под легендарным кодом Z28 Regular Production Option Code. Chevrolet не стал долго раздумывать, прилепил значок Z/28 на решетки радиаторов автомобилей и закончил на этом.
В 1968 году слухи разошлись, и мускулистый small-block больше не мог оставаться в неведении. Было продано почти 7200 единиц, почти 1200% за дебютный год. Восходящая спираль продолжилась в последний год первого поколения, когда 20 302 экземпляра Chevrolet Camaro Z/28 были выпущены на улицы, чтобы сразиться с Boss 302 от Mustang.
Двигатель объемом 302 кубических дюйма был своего рода полукровкой, сочетая блок от 327 V8 с короткоходным коленчатым валом от известного двигателя 283, что привело к массивной сверхквадратной конструкции (4x3 дюйма) для общего рабочего объема поршня 302,4 кубических дюйма. Магия сотворила чудеса, и Camaro дважды подряд завоевал титулы Trans-Am в 1968 и 1969 годах.
Кроме того, в 1969 году Camaro во второй раз выступил в Индианаполисе на знаменитой гонке с открытыми колесами. Пони Chevy был настоящей суперзвездой, и продажи это показали. Z/28 продавался в дюжину раз лучше, чем его главный соперник и враг Ford Mustang Boss 302. Значок производительности Chevy сам по себе был мощным, и компания поступила правильно, оставив его в производстве на долгое время.
Но с большой славой приходит и большое зло — не со стороны автомобиля, а со стороны спекулянтов, которые пытаются получить прибыль, накрасив помадой обычный Camaro и продав его как настоящий Z/28. Именно для этого и нужны сертифицированные, лицензированные оценщики — чтобы отличать поддельные, фальшивые автомобили от оригиналов. Во Вселенной Camaro имя Джерри Макниша является эквивалентом печати подлинности. Его работа «The Definitive 1969 Camaro Z28-SS396 Fact Book» представляет собой обширное руководство по правильной идентификации автомобилей.
Второе и третье издания книги содержат подробные фотографии оригинального оборудования и связанных с ними литейных номеров — большинство из них взяты с одного автомобиля. По словам его владельца, тот, что на камбузе, — один из самых правильных с завода Chevrolet Camaro Z/28 1969 года из существующих.
Теперь этот человек впервые за 56 лет жизни автомобиля предлагает его на публичную продажу. Это не значит, что он первоначальный покупатель и единственный владелец; он просто первый в очереди, чтобы выставить его на онлайн-аукцион на eBay. Это довольно странный выбор, поскольку этот экземпляр является эталоном, по которому можно измерить все Z/28, и такие прекрасные экземпляры обычно оказываются на крупных мероприятиях.
Конечно, запрашиваемая цена составляет ошеломляющие 175 000 долларов (по крайней мере, таков порог «Купить сейчас»), и автомобиль уже собрал 25 предложений, в настоящее время он стоит 73 200 долларов, а до конца аукциона осталось шесть дней.
Человек, который теперь готов отдать его, купил его почти 20 лет назад у вдовы человека, который отреставрировал его до совершенства 32 года назад. Полная история автомобиля засвидетельствована 34 квадратными футами документации (стол длиной восемь футов, покрытый оригинальной литературой и всеми различными документами, собранными за эти годы).
Проданный AD Anderson Chevrolet в Мэриленде 15 апреля 1969 года, этот автомобиль стоил аж 4 002,80 доллара в новом состоянии (458 из которых были Special Performance Equipment, Z28 RPO, и еще 195 долларов ушли на обязательную четырехступенчатую коробку передач с близкими передаточными числами).
Первоначальный покупатель приехал домой и немедленно заменил оригинальные колеса и шины Firestone Sport Car 200 (резина была посвящена Camaro Z/28 1969 года). Три года спустя, в апреле 1972 года, он подарил машину своему сыну. Еще через шесть лет у машины, по-видимому, возникла механическая проблема, и она была припаркована, с пробегом 53 013 миль, зафиксированным в сертификате осмотра от 14 августа.
Затем она просто стояла тринадцать лет нетронутой в гараже, пока ее не купил близкий друг Джерри Макниша (с помощью Джерри, который действительно нашел машину и сообщил об этом покупателю). Косметически классический Camaro нуждался в некотором ремонте, но новый владелец приложил все усилия и разобрал ее, отправив каждую оригинальную деталь на переделку. Машину перекрасили в ее оригинальную ливрею, но листовой металл — это то, что рабочие в Норвуде, штат Огайо, сварили еще в 1969 году.
Двухлетний проект привел к тому, что спортивный Chevy вернулся в состояние нового автомобиля в выставочном зале, и даже набрал 97,6 баллов из 100 возможных на сертификации ICC (International Camaro Convention) Red White and Blue. В 2006 году реставратор и владелец, владевший автомобилем в течение 28 лет, скончался, и снова вмешался Джерри Макнейш.
Известный авторитет Camaro сообщил нынешнему продавцу, что классический пони Bowtie доступен для покупки. Он снова сменил владельца и провел последние два десятилетия в хранилище с контролируемым климатом. Видео, найденное здесь, представляет собой короткую прогулку, в которой мы слышим, как двигатель работает на холостом ходу, часы все еще тикают, а на одометре — 58 095 миль.